РЕЛИГИОЗНО МАРКИРОВАННАЯ АЛЛЮЗИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ

  • Мухайё ФАЙЗУЛЛАЕВА Доктор философии по филол. н. PhD Кафедра лингвистики и английской литературы Узбекский государственный университет мировых языков
Ключевые слова: Аллюзия, религиозно маркированная аллюзия, интертекстуальность, интертекстуальный маркер, интертекст.

Аннотация

В статье рассматривается аллюзия, ее особенности, а также функции, выполняемые аллюзией в художественном тексте. В частности, автор освещает теоретические основы религиозно маркированной аллюзии - языковой единицы, имеющей актуальное значение в когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, лингвистике текста, теолингвистике, литературоведении и суммирует его характеристики. Актуальность и новизна исследования заключается в том, что автор после
тщательного изучения теоретических основ вопроса исследовал и проанализировал особенности религиозно маркированных аллюзий как средства интертекстуальности. По результатам анализа доказано, что религиозно маркированные аллюзии в художественном тексте являются инструментом интертекстуальности, служащим для проявления индивидуального концептуального мировоззрения автора произведения и его модальности.

Литература

Ashurova D.U., Galieva M.R. Stylistics of Literary Text. –Tashkent: Turon-Iqbol, 2016, 272 p.

Fayzullayeva M.R., Conceptual significance of religiously marked allusions in English literary texts. – PhD dissertation, Tashkent,

Lachmann, R. Memory and Literature: Intertextuality in Russian Modernism / R. Lachmann. – Frankfurt am Mein: Suhrkampf,

Арнольд И.В. Семантика, стилистика. Интертекстуальность: Сборник, 1999

Ашурова Д.У. Новые тенденции в развитии стилистики // Til va nutq system-sath talqinida: Материалы науч.-теор. конф. –

Самарканд: СамГИИЯ, 2005. –С. 7–8.

Галиева M.Р. Теолингвистика: истоки, направления, перспективы. — Ташкент: VneshInvestProm, 2018. — 50 c.

Гальперин И.Р. Стилистика английского языка: Учебник. М., 1977, c.334

Гюббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературнохудожественного текста. – М., Изд-во МГУ, 1991. –

с.

Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 288 с.;

Дронова, Н.П. Религиозный код в репрезентации субъекта нового времени / Н.П. Дронова // Междунар. конгресс по

когнитивной лингвистике: Сб. материалов 26-28 сентября 2006 года / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Издво

ТГУ им Г.Р. Державина, 2006. С. 344-346

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., Наука, 1987. – 261с.

Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом, 1994, №1. – С.73-76

Красных В.В. “Свой” среди “чужих”: миф или реальность? – М.: Гнозис, 2003. – 375c.

Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Кар- навал. Хронотоп. – Витебск. – 1993. – № 4.

Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М., 2007, c.20

Мамаева А.Г. Лингвистическая природа и стилистические функции аллюзии: Дисс. … канд. филол. наук, М., 1977;

Машкова Л.А. Литературная аллюзия как предмет филологической герменевтики: дис…. канд. филол. наук. М., 1989;

СИС – Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1989. –

Тухарели М.Д. Аллюзия в системе художественных произведений// автореф. дис. .канд. филол. наук, Тбилиси, 1984

DAVRONOVA, F. (2024). ZAMONAVIY JAMIYATDA SEKTORLAR ARO IJTIMOIY HAMKORLIK GENDER MADANIYATINI SHAKLLANTIRISHNING MUHIM OMILI SIFATIDA. News of the NUUz, 1(1.8. 1), 89-91.

ABDULLOYEV, S. Z. (2024). O ‘ZBЕKISTON TARAQQIYOTINING YANGI BOSQICHIDA MAKTAB TA’LIMI SOHASI HUQUQIY ASOSLARINI TAKOMILLASHTIRISH BORASIDA AMALGA OSHIRILGAN TADBIRLAR. News of the NUUz, 1(1.7. 1), 4-6.

DUSCHANOV, R. (2024). O ‘ZBEKISTON SSR BYUDJETI TARIXI (1925-1929 YILLAR MISOLIDA). News of the NUUz, 1(1.7. 1), 7-9.

Опубликован
2024-10-10
Как цитировать
ФАЙЗУЛЛАЕВА, М. (2024). РЕЛИГИОЗНО МАРКИРОВАННАЯ АЛЛЮЗИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ. Вестник УзМУ, 1(1.6.1), 386-688. https://doi.org/10.69617/nuuz.v1i1.6.1.4035