РОЛЬ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В данном исследовании анализируется роль узбекской литературы в формировании духовного и нравственного мировоззрения подростков, с особым акцентом на влияние различных жанров на молодежь в возрасте 13-18 лет. Несмотря на то, что в предыдущих исследованиях изучалось влияние чтения на нравственное развитие, остаются пробелы в понимании того, как специфические жанры узбекской литературы способствуют духовному и нравственному росту, особенно в различных культурных контекстах. Для устранения этих пробелов использовался метод смешанных исследований, включающий количественный анализ данных опроса 100 участников и качественные данные, полученные в ходе углубленных интервью с 15 подростками. Результаты исследования показали, что религиозные тексты тесно связаны с укреплением духовных убеждений, тогда как художественная литература существенно способствует развитию эмпатии и этических рассуждений.
Литература
Good, M., & Willoughby, T. (2008). Adolescence as a sensitive period for spiritual development. Child Development Perspectives, 2, 32-37. https://doi.org/10.1111/J.1750-8606.2008.00038.X
Oltibayevna, Q.A. (2024). ETHNO-PEDAGOGICAL BASIS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL OUTLOOK OF TEENAGE GIRLS. American Journal Of Social Sciences And Humanity Research. https://doi.org/10.37547/ajsshr/volume04issue04-20
Ebstyne King, P., Clardy, C.E., & Ramos, J.S. (2014). Adolescent Spiritual Exemplars. Journal of Adolescent Research, 29, 186 - 212. https://doi.org/10.1177/0743558413502534
Benson, P.L., Roehlkepartain, E.C., & Rude, S.P. (2003). Spiritual Development in Childhood and Adolescence: Toward a Field of Inquiry. Applied Developmental Science, 7, 205 - 213. https://doi.org/10.1207/S1532480XADS0703_12
Das S. K., "Literature as a Moral Tool for Youth: A Select Study of Canonical Texts," Handbook of Youth Development, Springer, Singapore, 2023. doi: 10.1007/978-981-99-4969-4_3.
Brito E. S., T. H. Schoen, M. R. F. Marteleto, and N. R. F. de Oliveira-Monteiro, "Psychosocial Development Research in Adolescence: a Scoping Review," Trends in Psychology, vol. 28, no. 2, pp. 567-586, 2020. doi: 10.1007/s40894-02000199-y. A. Crocetti, R. Erentaitė, and R. Žukauskienė, "Identity Styles, Positive Youth Development, and Civic Engagement in Adolescence," Journal of Youth and Adolescence, vol. 43, no. 11, pp. 1818-1828, 2014. doi: 10.1007/s10964-014-0100-4.
Gilby, T. (Trans.). (1967). St. Thomas Aquinas: Philosophical texts. New York: Oxford University Press.
Goldman, R. (1964). Religious thinking from childhood to adolescence. London: Routledge Kegan & Paul.
Hanh, T. N. (l995). The heart of understanding: Commentaries on the Prajnaparamita Heart Sutra. Berkeley, CA: Parallax Press.
Hart, T. (2000). Deep empathy. In T. Hart, P. L. Nelson, & K. Puhakka (Eds.), Transpersonal knowing: Exploring the horizon of consciousness (pp. 253-270). Albany: State University of New York Press.
Hart, T. (2003). The secret spiritual world of children. Makawao, HI: Inner Ocean.
Jung, C. G. (1965). Memories, dreams, reflections. New York: Vintage Books. 13. Keller, E. F. (1983). A feeling for the organism: The life and work of Barbara McClintock. New York: Freeman.
Copyright (c) 2024 Вестник УзМУ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.