ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  • Gulmira BERDIYEVA Toshkent ijtimoiy innovatsiyalar universiteti dotsenti, PhD
Ключевые слова: буллинг, педагогический коллектив, издевательства на работе, социально-психологический анализ, образовательная среда, профессиональное выгорание, конфликт в коллективе, нулевая терпимость, поддержка работников.

Аннотация

Издевательства в педагогическом коллективе, также известные как буллинг, представляют собой распространенную проблему, которая оказывает значительное негативное влияние на атмосферу в образовательных учреждениях и на профессиональную деятельность педагогов. Данное исследование направлено на анализ природы, форм и последствий издевательств среди педагогов, а также на выявление факторов, способствующих их возникновению. В рамках работы проведен опрос педагогов, а также глубинные интервью с пострадавшими, что позволило более детально рассмотреть проблему и предложить практические меры по её предотвращению. Результаты исследования показывают, что для эффективного противодействия буллингу в образовательной среде необходимо разработать и внедрить политику нулевой терпимости, а также создать систему поддержки педагогов.

Литература

Einarsen, S., Hoel, H., Zapf, D., & Cooper, C. L. (2020). Bullying and Harassment in the Workplace. CRC Press.

Leymann, H. (1996). The Content and Development of Mobbing at Work. European Journal of Work and Organizational Psychology, 5(2), 165-184.

Vartia, M. (2001). Consequences of Workplace Bullying with Respect to the Well-being of Its Targets and the Observers of Bullying. Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 27(1), 63-69.

Hoel, H., & Cooper, C. L. (2000). Destructive Conflict and Bullying at Work. Manchester School of Management.

Zapf, D., & Gross, C. (2001). Conflict Escalation and Coping with Workplace Bullying: A Replication and Extension. European Journal of Work and Organizational Psychology, 10(4), 497-522.

Matthiesen, S. B., & Einarsen, S. (2007). Perpetrators and Targets of Bullying at Work: Role Stress and Individual Differences. Violence and Victims, 22(6), 735-753.

Branch, S., Ramsay, S., & Barker, M. (2013). Workplace Bullying, Mobbing, and General Harassment: A Review. International Journal of Management Reviews, 15(3), 280-299.

Lutgen-Sandvik, P., & Tracy, S. J. (2012). Answering Five Key Questions about Workplace Bullying: How Communication Scholarship Provides Thought Leadership for Transforming Abuse at Work. Management Communication Quarterly, 26(1), 3-47.

Cowie, H., & Myers, C. A. (2017). Bullying Amongst Teachers: An Examination of Empirical Research. British Journal of Educational Psychology, 87(4), 698-716.

Namie, G. (2003). Workplace Bullying: Escalated Incivility. Ivey Business Journal, 68(2), 1-6.

Бердиева Г.Дж. “Социально-психологические особенности возникновения конфликтных ситуаций у студентов” // Проблемы современного образования, №5, 2020 год.

Berdieva G. J. “Relationships between conflict behavior and conflict situations in the student community”. American Journal of Interdisciplinary Research and Development, 10, 412–415. Retrieved from http://www.ajird.journalspark.org/index.php/ajird/article/view/389

Berdieva Gulmira Juraevna. “Psychological basis of the concept of conflict behavior”. Archive of Conferences, 2021 yil.

Опубликован
2024-10-28
Как цитировать
BERDIYEVA, G. (2024). ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ . Вестник УзМУ, 1(1.10.1), 59-60. https://doi.org/10.69617/nuuz.v1i1.10.1.4721