ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И КОНЦЕПТ

  • Shahnoza BOBOJONOVA Doctor of philosophy in philological sciences, (PhD), The Department of foreign languages and literature Tashkent University of Applied Sciences
Ключевые слова: язык и культура, лингвокультурология, культурная семантика, лингвистические знаки, концепты, понятия, когнитивные исследования, междисциплинарные исследования.

Аннотация

Статья посвящена изучению языкознания и культуры и концепта. Пересечение языка и культуры становится все более важным в различных академических областях, таких как лингвистика, антропология, психология и философия. Эти отношения имеют решающее значение, поскольку язык служит основным средством человеческого общения и глубоко переплетен с культурным контекстом. Лингвокультурология, относительно новая дисциплина, возникла для изучения сложных связей между языком и культурой. Эта междисциплинарная область фокусируется на культурной семантике языковых знаков и направлена на выявление культурно значимых языковых единиц в различных языковых явлениях. Концепты играют центральную роль в лингвистических и культурологических исследованиях, представляя сложные когнитивные структуры, которые формируют языковые и культурные представления. Хотя в лингвистическом дискурсе существуют разные интерпретации терминов «концепция» и «понятие», они имеют основополагающее значение для понимания того, как язык отражает культурные перспективы. Когнитивные исследования подчеркивают роль концепций как единиц хранения человеческих знаний, формирующих языковые представления и культурное понимание.

Литература

1. Красных В.В. Современная научная парадигма: лингвокогнитивный подход // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004.– C.120-121 .
2. Иванова, С.В. Лингвокультурология: изучая лингвокультурный универсум / С.В. Иванова // Вестник РУДН, серия «Лингвистика. – 2016. – Т. 20, № 2. – C.9-15 .
3. Safarov Sh. Nutq lingvistikasining tekshiruv obyekti nimadan iborat// Nutq lingvistikasi xalqaro ilmiy-nazariy konferensiya materiallari. - Samarqand, 2006. – 4 b.
4. Yusupov O’.Q- Ma’no, tushuncha, konsept va lingvokulturema atamalari xususida // Stilistika tilshunoslikning zamonaviy yo’nalishlarida: Ilmiy amaliy konferensiya materiallari. – Toshkent, 2011. – 49 b.
5. Ашурова Д. У. Связь вузовских курсов с современными направлениями лингвистики // Филологиянинг долзарб муаммолари: Маъруза тезислари. – Тошкент,2008. – 11 b.
6. Маслова В.А. Лингвокультурология. –М.:Тетра Системс, 2001. http://www.belb.net/Obmen/ Lingvokultur.htm. Степанов.Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт ипринципы причинности// Язык и наука конца XX века.-М.,1995,- 38 с. Стернин И.А. К проблеме дейктические функций слова.АКД.М.,1973,-18 с.
7. Воркачев С.Г. Лингвокультурная концептология и ее термосистема (продолжения дискуссия)// Политическая лингвистика.2014.№3¬–15 с. Демьянков В.З. Функционализм в зарубежной лингвистике конца XX в. В кн.: Кузнецов В. Г. Корреляция: специальный концепт – понятие – значение – термин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 2.– 24-33 с.Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональнме и структурнме аспектьг Сб. Обзоров. - М.: РАНИНИОН, 2000,- 26 с. Попова Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования естественнонаучной направленности// Санкт-Петербург 2014.– 15 с. Cорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста// М.:Наука, 1985.– 168 с.
8. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании язьжовьш картинм мира // Роль человеческого факторе в язмке: Язмк и картина мира. М.: Наука, 1988. -С. 173-204.
9. Степанов Ю. С.Концепт // Константы: словарь русской культуры: 3-е изд. М.: Академический проект, 2004. – 42 с.
10. Степанов Ю. С.Концепт // Константы: словарь русской культуры: 3-е изд. М.: Академический проект, 2004. – 42 с.
11. Левина М. А. Термин, понятие и концепт // Приволжский научный вестник. 2014. № 6.– 106-108 с.
12. Пименова М. В., Кондратьева О. Н. Концептуальные исследования. Введение. М.: Флинта, 2011. –176 с.
13. Маслова В. Лингвокультурология //М., 2001– 38 c.
14. Кузнецов В. Г. Корреляция: специальный концепт – понятие – значение – термин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 2.– 24-33 с.
15. Bobojonova, S. (2022). Linguacultural characteristics of oral speech in educational discourse.
Опубликован
2024-04-16
Как цитировать
Shahnoza BOBOJONOVA. (2024). ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И КОНЦЕПТ. Вестник УзМУ, 1(1.4), 296-300. https://doi.org/10.69617/uzmu.v1i1.4.2084
Раздел
Статьи